ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Ростовский филиал

Кафедра международного права

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

Ростов-на-Дону


Автор:

Николаев А.В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Рецензенты:

Цечоев В.К., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Орлова Н.Е., кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета РГЭУ (РИНХ)

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры международного права Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол №____ от____________).

Утвержден учебно-методическим советом Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 6 от 2 февраля 2012 г.).

Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2012

© Николаев А.В., 2012


Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4

Объём дисциплины и виды учебной работы……………………………8

Тематический план………………………………………………………………..9

Программа курса………………………………………………………………….10

Планы семинарских занятий………………………………………………..20

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………98

Задания для выполнения контрольных работ………………………116

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………..118

Литература…………………………………………………………………………121

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………124


ВВЕДЕНИЕ

«История государства и права зарубежных стран» - учебная дисциплина базовой (обязательной) части профессионального цикла, изучающая процесс возникновения, развития и функционирования государства и права в ведущих мировых странах в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности.



При составлении настоящего комплекса учебно-методических материалов, а также рабочей учебной программы по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» в качестве базовых использовались Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), а также программы, подготовленные на кафедре международного права Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». В предлагаемых программе курса и учебно-методических материалах для студентов очной формы обучения, при сохранении традиционных подходов к изучению курса, учтены некоторые особенности сроков, форм профессионального обучения и категорий обучаемых в Ростовском филиале ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». В связи с этим комплекс учебно-методических материалов гибко сочетает рекомендации по изучению курса студентами и организации самостоятельной и научно-исследовательской работы.

История государства и права зарубежных стран относится к числу дисцип­лин обязательной части профессионального цикла по направлению подготовки «юриспруденция», обеспечивающих профессиональную подготовку квалифици­рованных бакалавров для работы в сфере правоприменения. На базе «Истории государства и права зарубежных стран» в комплексе с другими историко-правовыми дисциплинами изучаются государственно-правовые системы прошлого с теми или иными изменениями и настоящего, что способствует эффективному анализу современных государственно-правовых реалий.

Роль и место учебной дисциплины в системе общественно-политической и правовой подготовки юристов определяется тем, что история государства и права зарубежных стран является фундаментальной учебной дисциплиной, выполняющей важную профессиональную, мировоззренческую и культурно-воспитательную функции. Знание процесса возникновения и развития государственности, институтов государства и правовых систем в ведущих мировых странах является необходимой базой для глубокого усвоения действующего законодательства, отраслевых юридических дисциплин, развития научного кругозора и юридического мышления, овладения содержанием и методикой профессиональных умений и навыков, правильного понимания закономерностей дальнейшего развития основных государственно-правовых институтов.



История государства и права тесно связана с теорией государства и права, поскольку теория базируется на обобщении фактов истории. В свою очередь, история государства и права оперирует понятиями, выработанными теорией государства и права. Поэтому изучение данного курса происходит параллельно с изучением теории государства и права, а, освоив настоящий курс, студенты должны знать не только определённую сумму фактов, но и понимать логику исторического развития государства и права.

В структуре курса и его программе учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, новейшие научные разработки в данной области знаний. В списке основной литературы указаны учебники и учебные пособия по данной дисциплине, а также сборники документов, поскольку студент должен ознакомиться с текстами важнейших правовых памятников. Дополнительная литература рекомендуется для углубления знаний по тем или иным темам, подготовки к семинарским занятиям, для написания рефератов, курсовых и научных работ. Для углубления и расширения своих знаний рекомендуется также использовать периодические издания - журналы «История государства и права», «Государство и право», «Журнал Российского права», «Законность», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Право и жизнь», «Правоведение», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Российское правосудие» и др.

В связи с необходимостью приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО, формирования интегральных профессиональных компетенций бакалавров; перехода от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося; формирования учебной автономности студента, его ответственности за процесс и результат обучения; обеспечения обучения в сотрудничестве, взаимодействия обучающихся друг с другом; обеспечения комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, планируется проведение семинарских занятий по некоторым темам и вопросам в активных формах - исследование-дискуссия по содержанию основных правовых актов, являющихся историческими юридическими памятниками.

Основная цель учебного курса - дать студентам теоретические знания и представления о государственном строе, правовых отношениях и судебных системах зарубежных государств с древнейших времен до наших дней, что необходимо для познания закономерных процессов эволюции важнейших элементов цивилизации – государства и права, освоению богатейшего теоретического арсенала юридической науки, терминологического и категориального аппарата, без знания которого невозможно понимание других отраслевых правовых дисциплин, профессионального при­менения законодательства. В процессе изучения курса студентами преследуются локальные цели:

• практическая - овладение методологией познания и анализа процессов возникновения, становления и функционирования государственных и правовых институтов; приобретение умений и навыков научного анализа политико-правовой действительности и особенностей отечественных государства и права с учетом направленности обучения на более детальное рассмотрение вопросов судоустройства и судопроизводства; овладение основами методики публичных выступлений по государственно-правовой проблематике; овладение методикой самостоятельной работы юриста;

• образовательная - глубокое овладение научными знаниями об этапах развития российского государства, его судебной системы и основных правовых памятниках;

• воспитательная - формирование, опираясь на нравственный потенциал историко-юридической проблематики, патриотических качеств, нравственной чистоты, высокой гражданственности, уважения к закону, неподкупности, непримиримости к нарушениям законности; развитие способности к самостоятельному, творческому мышлению; воспитание качеств активного защитника права и справедливости.

В соответствии с этой целью основными задачами курса являются:

1) глубокие и системные знания истории государства и права зарубежных стран, сущности различных государственно-правовых систем в обществе;

2) познание процесса возникновения и развития государства и права на территории ведущих мировых стран;

3) определение факторов и условий, определяющих изменение и развитие государственно-правовых институтов;

4) рассмотрение эволюции правового положения различных классов и социальных групп общества;

5) изучение механизма государства в ходе его исторической эволюции;

6) усвоение процесса становления и совершенствования системы права и законодательства;

7) изучение хода возникновения и развития судебной системы государства, ее законодательного регулирования и процессуального права с учетом направленности обучения студентов в Российской академии правосудия;

8) формирование устойчивых представлений о применении законодательства в процессе исторического развития общества;

9) повышение уровня правосознания в области правоприменения.

Требования к уровню подготовки:

- иметь представление об истории возникновения, развития и функционирования государственных и судебно-правовых систем зарубежных стран; о новых взглядах на актуальные вопросы истории отечественного государства и права; о методах использования историко-правовых знаний в юридической практике; о характере и взаимодействие правовых явлений современности с точки зрения их обусловленности историей и современными политическими и социально-экономическими факторами;

- знать основные принципы и хронологические границы развития общества, права и государства в соответствии с принятой периодизацией истории человечества; основные закономерности возникновения и развития государственных и правовых институтов у народов ведущих мировых стран; развитие структурных элементов государственного механизма на примере ведущих стран; правовое положение основных социальных слоев и групп населения; содержание важнейших памятников права и практику их применения; становление и развитие судебной системы, развитие процессуального законодательства;

- уметь использовать знания для анализа исторических и современных социальных процессов и правовых явлений, особенностей законодательства в различных общественно-экономических формациях; исторически осмысливать государственно-правовые явления и политико-правовые идеи; анализировать источники права с точки зрения их исторических предшественников; применять полученные знания в практической деятельности юриста, в проведении правовой профилактической и воспитательной работы.

Предлагаемый курс истории государства и права зарубежных стран разработан с учётом последних достижений историко-юридической мысли, а также с расчётом на профессионально-прикладную специфику вуза - Российской академии правосудия.

По результатам обучения студент должен приобрести и обладать профессиональными компетенциями (ПК) в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечить соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

В ходе непосредственного изучения учебной дисциплины отдельные структурные части данного учебно-методического комплекса могут изменяться и дополняться.

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Зачетные единицы - общая трудоёмкость 6з.е. – 216ч.
Всего аудиторных занятий из них: 1,5з.е. - 54ч.
Лекции 0,5з.е. – 18ч.
Семинарские (практические) занятия 1з.е. – 36ч.
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 4,5з.е. - 162ч.
Форма итогового контроля Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


8256887903282097.html
8256970972765665.html
    PR.RU™