Культурнопросветительская функция

Культурнопросветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурнопросветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов – сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

Интегративная функция

Задача телевидения развитие ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

Социальнопедагогическая или управленческая функция

Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом БиБиСи, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественнополитических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии аудитории за системой). Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни, по инерции, доставшейся от советской системы, в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории.

Организаторская функция

Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.



Образовательная функция

К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).

Рекреативная функция

Также мало связана с журналистикой. Рекреация это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

Сегодня в нашей стране действет пять общенациональных телеканалов: «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», международный спутниковый телеканал «БеларусьТВ».

Вниманию зрительской аудитории также представлены два телеканала с белорусскороссийским телевизионным наполнением: «НТВБеларусь» и «РТРБеларусь».

1. Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь (НГТРК РБ) — крупнейшее телевизионное производство Республики Беларусь, своеобразный медиахолдинг.

В структуру НГТРК входят 4 телевизионных («Первый канал», «Лад», «НТВБеларусь», спутниковый телеканал «БеларусьТВ»), 5 радийных каналов и 5 областных телерадиокомпаний.

Кроме этого, НГТРК производит переформатирования телеканалов НТВ и РТР (перекрывают часть кинопоказа своими контентами), в результате чего переформатированные канал НТВ и РТР транслируются под марками каналов «НТВБеларусь» и «РТРБеларусь». Кроме того, НГТРК обеспечивает деятельность пяти областных телерадиокомпаний.

2. ЗАО «Второй национальный телеканал». Обеспечивает трансляцию одного канала — «ОНТ» («Общенацинальное телевидение»).В эфирной сетке ОНТ лицензионная продукция сочетается с телевизионным продуктом собственного производства. Канал производит оперативные выпуски новостей.

ЗАО "Второй национальный телеканал обеспечивает также вещание радиостанции «Радио ОНТ»

3. ЗАО «Столичное телевидение».Обеспечивает трансляцию двух телеканалов — «СТВ» и «РТРБеларусь» на всю территорию Белоруссии.

Первоначально «СТВ» развивался как форматированный канал «РенТВ» с выпусками белорусских новостей. Сейчас же на канале «СТВ» транслируется лишь малая часть программ и телесериалов канала «РенТВ».

Как заявляется в концепции СТВ, «Столичное телевидение» ориентировано на активную часть населения в возрасте 2049 лет.

Канал «РТРБеларусь» является переформатированной версией канала «РТРПланета». В течение дня на канале выходят блоки новостей — «НовостиБеларусь».

ТРО Союза — союзное телевидение и радио. ТРО создана Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 22 января 1998 года. Выходят в эфир Российскобелорусский спутниковый телеканал ТРО, ряд новостных и информационноаналитических радиопередач на Радио России, издаётся видеопродукция. Генеральный директор — Игорь Угольников.

Кабельное телевидение

Кабельное телевидение доступно во многих городах Республики Беларусь, и насчитывает около 100 транслируемых каналов. Это белорусские телеканалы: Первый телеканал, телеканал ЛАД, телеканал ОНТ (Общенациональное телевидение Беларуси), НТВБеларусь, РТРБеларусь. Существует также местное телевидение — в областных и во многих районных городах.

Интернет

Под влиянием современных технологий кардинальным образом изменяются методы и приемы работы сотрудников печатных и аудиовизуальных СМИ. Для современного журналиста огромное значение имеет Интернет. сайтов, а количество пользователей Интернета в Беларуси превышает 2 млн. человек. Более того, в последнее время все чаще заявляют о себе сетевые издания. Появился термин "Интернетжурналистика" (webжурналистика, кибержурналистика, сетевая журналистка, виртуальная журналистика).

Вопервых, это Интернет представляет собой источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов. Вовторых, это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон и факс. Появляется уникальная возможность посредством электронной почты и форумов легко установить контакт с экспертами по интересующей теме во всем мире, а также наладить контакты с другими журналистами. Втретьих, Интернет сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит становление СМИ нового типа.

Профессиональная работа журналиста с Интернетом должна начинаться с обустройства своего рабочего места. Важнейшим элементом можно назвать «закладки», то есть упорядоченные ссылки на интересующие его сетевые ресурсы. Каждый день журналист обращается к десяткам сайтов. Разумеется, запомнить все их адреса невозможно. В этом случае поможет папка «избранное», куда журналист добавляет адреса вебресурсов по интересующей его тематике. Каждый сотрудник СМИ, активно использующий в своей работе Интернет, имеет упорядоченные ссылки на несколько десятков, а то и сотен сайтов.

К журналистским ресурсам Интернетаможно отнести поисковые системы и каталоги, электронные базы данных и архивы СМИ, электронные библиотеки, списки рассылки, группы новостей, сайты информационных агентств, сайты органов государственной власти, корпоративные сайты учреждений, предприятий, организаций, информационнообразовательные порталы, правовые ресурсы, сайты прессцентров. Весьма полезными могут быть электронные версии традиционных СМИ и сайты сетевых изданий. Мнения людей по различным темам можно узнать на форумах.

Современный журналист должен уметь работать и с электронной почтой. Потовый ящик можно создать как на бесплатных почтовых серверах (http://www.mail.ru, http://www.tut.by и др.), так и на редакционном сервере. С помощью EMail можно оперативно передать материал в редакцию. Так поступают многие журналисты, имеющие дома компьютер, подключенный к Интернету. По электронной почте в редакцию ежедневно приходят прессрелизы от различных фирм, организаций, учреждений, а также новости информационных агентств. Электронная почта позволяет налаживать контакты с собеседниками, читателями, рекламодателями, другими журналистами.

Сегодня Интернет выступает не только как источник разнообразной информации и средство коммуникации, но и представляет собой поле для развития традиционных СМИ. Многие газеты, журналы, телеканалы, радиостанции Беларуси имеют свои электронные версии. Количество периодических изданий, представленных в сети, в 2005 г. не превышало 150170, тогда как в Министерстве информации Беларуси зарегистрировано свыше 1200 печатных СМИ. Во многом это объясняется недостаточным развитием Интернета в нашей стране. Однако перспективы представляются достаточно оптимистичными.

Пользователи Интернета сегодня имеют возможность ознакомиться с электронными (онлайновыми) версиями как ведущих общественнополитических, так и специализированных и рекламных изданий. Представление газеты в Интернете гарантирует привлечение новых читателей. Для печатного издания создание своего сайта это престиж, имидж, репутация, расширение аудитории, выход на мировой рынок СМИ, дополнительная возможность привлечения рекламы, возможность проведения интерактивных акций.

Пионером в освоении информационного поля Интернета в Беларуси стала газета "Вечерний Минск". Портал http://www.newsvm.com, созданный редакцией "ВМ", заработал 24 июля 1996 года. Главной целью "Вечерки" было расширение круга читателей. Во многом имидж "бумажного" издания определил облик Интернетверсии. Постепенно газета перешла к полномасштабной и открытой публикации всего содержания в глобальной компьютерной сети с сохранением бесплатного доступа к архиву.

Прежде всего любой сайт традиционного СМИ сегодня должен иметь архив предыдущих номеров и эффективно работающий поиск. Архив представляет собой текстовую базу данных, работающую в режиме онлайн. Поисковая система, встроенная в сайт, позволяет за несколько минут найти необходимые материалы. Достоинством электронной версии традиционных СМИ являются также разнообразные формы обратной связи: интерактивные голосования, форумы, чаты, гостевые книги.

Пользователь Интернета часто может оценить любой прочитанный в газете материал или отправить свой комментарий ее автору или редактору. Форум дает возможность обсудить содержание публикации с другими посетителями сайта. Некоторые СМИ, кроме дублирования печатных материалов, выкладывают на сайт постоянно обновляющуюся ленту новостей, а также размещают материалы на сайте по мере верстки номера (так поступают, например, в «Советской Белоруссии»). Поддержку сайту часто оказывает традиционная версия газеты.

Постепенно Интернет становится новым видом массмедиа, к основным преимуществам которого относится мгновенный доступ к информации. Наряду с электронными (оналайновыми) версиями в Беларуси существуют собственно сетевые СМИ, не имеющие печатной версии и выходящие только в Интернете. Но их статус пока юридически не определен. Преимущества сетевой прессы это ее оперативность, мультимедийность, гипертекстовость, интерактивность, возможность архивирования информации. Перед тем, как новость прозвучит на радио, телевидении или появится в газетах, она уже часто выкладывается на сайт сетевого издания. Информация на сайте может меняться ежечасно и даже поминутно. Долгий технологический процесс подготовки новости к печати в газете (набор, корректура, верстка, вывод на пленки, печать в типографии) или на телевидении (съемки, озвучивание, монтаж) в данном случае отсутствуют.

До сих пор Интернетиздания еще не выработали для себя ни четкой классификации, ни устойчивых жанровых форм, ни литературных нормативов. По нашему мнению, к основным признакам сетевых СМИ относятся следующие: лента новостей; постоянное обновление вебресурса; актуальные информационноаналитические материалы; определенный круг постоянных читателей; довольно высокая посещаемость; определенная направленность освещения событий (общественнополитическая, экономическая, культурная и др.), наличие рубрик; архив материалов; жанровое своеобразие (онлайнинтервью, виртуальная конференция).

Первое чисто сетевое информационноаналитическое издание "Белорусские новости" (http://www.naviny.by), которое сегодня можно причислить к категории сетевых СМИ, появилось в нашей республике 1 сентября 2002 года (в тестовом режиме сайт начал работу в начале июня того же года). Проект «Белорусские новости» ставит своей целью оперативное освещение важнейших событий в стране и мире. В Интернетгазете существуют постоянные рубрики «Тема», «Политика», «Экономика», «Культура», «Спорт», разделы «Мобильник», «Штрих», «Кадр» и др. Функционирует поиск по сайту, проводятся голосования, представлен прогноз погоды. На читателей изза рубежа ориентирована рубрика "English", в которой важнейшие материалы публикуются на английском языке. Актуальная информация обновляется по мере поступления. Ежедневно Интернетгазету «Белорусские новости» читает свыше 4 тыс. человек.

Пока что рынок сетевых СМИ Беларуси находится в стадии формирования. К числу наиболее посещаемых изданий относятся лишь несколько ресурсов. Аудитория всех остальных сравнительно невелика. Одной из важных проблем является принадлежность новостных ресурсов Интернета к средствам массовой информации. Более того, в Беларуси отсутствуют государственные сетевые СМИ. По информационному наполнению с ними сходен сайт информационного агентства «БелТА» http://www.belta.by и еще несколько новостных ресурсов. Развитие сетевой прессы на современном этапе противоречиво. Сказывается слабость и неразвитость сетевой инфраструктуры, высокая стоимость доступа в Интернет, небольшой охват читательской аудитории. Тем не менее, можно прогнозировать, что в ближайшее десятилетие сетевые СМИ будут на равных конкурировать с традиционными.


БЛОК 2




8258906178763806.html
8258977062058883.html
    PR.RU™