Задача № 2. Администрация муниципального образования г

Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с иском к ООО “Арт-Строй” о взыскании арендной платы за пользование земельным участком в размере 1 089 071 руб 48 коп (как неосновательное обогащение) и 207 536 руб 55 коп (процентов за пользование чужими денежными средствами) с 26.04.2004г. по 30.06.2008г.

В ходе судебного заседания установлено, что общество является собственником части торгового комплекса. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке 25.04.2004г. Права на земельный участок площадью 595.48 кв.м. под принадлежащими на праве собственности объектами недвижимости не оформлены. Право собственности на земельный участок не зарегистрировано. Ответчик уплачивал земельный налог.

Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования? В чем заключается принцип платности использования земли? Дайте характеристику формам платы за землю.

Ответ:

Исковые требования администрации города подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В части 2 указывается, что налогоплательщиками не являются организации, которым земельные участки переданы по договору аренды.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются исключительно организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Поэтому действующее законодательство не позволяет считать налогоплательщиком лицо, использующее земельный участок без оформления прав на него в установленном законом порядке.

Так как право собственности на участок у ответчика не зарегистрировано, то ответчик не должен был уплачивать земельный налог

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии с ч. 2 ст. 1105 ГК РФ неосновательное обогащение за беститульное землепользование рассчитывается по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Такой ценой с учетом изложенного является нормативно установленный размер арендной платы за землю, ввиду чего требование о взыскании неосновательного обогащения обоснованно.



Однако суд должен уменьшить заявленную в иске сумму на произведенные ответчиком налоговые платежи.

Основанием гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ, является денежное обязательство, при этом в силу ч. 2 ст. 307 ГК РФ договор является не единственным основанием возникновения обязательства. В настоящем споре денежное обязательство имеет своим основанием неосновательное обогащение (глава 60 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по решению суда подлежат взысканию с ООО “Арт-Строй” проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 207 536 руб. 55 коп.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.[1]

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог").

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно нормам Налогового кодекса земельный налог является местным налогом и устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате соответственно на территориях этих муниципальных образований и на территориях указанных субъектов.



Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели - собственники земельных участков, землевладельцы, а также лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Следует учитывать, что фактический владелец земельного участка не может быть освобожден от уплаты земельного налога, если документальное оформление права владения участком земли зависело от волеизъявления самого владельца и владелец не принял надлежащих мер к закреплению за ним права на землю и в связи с этим у него отсутствует документ, удостоверяющий такое право.

Объектами налогообложения признаются объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

- изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством;

- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- из состава земель лесного фонда;

- занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Глава 31 НК предусматривает две формы льгот по уплате земельного налога: полное освобождение от налогообложения (например, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций), уменьшение налоговой базы путем установления не облагаемой налогом суммы. На одного налогоплательщика (например, Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов ВОВ) на территории одного муниципального образования (городов Москвы, Санкт-Петербурга) не облагаемая налогом сумма составляет 10 тыс. руб.

Представительные органы муниципальных образований и городов федерального значения имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога (ч. 2 п. 2 ст. 387 НК).

Пункт 3 ст. 65 ЗК РФ закрепляет важнейшее правило о том, что размер арендной платы является существенным условием договора аренды. В силу п. 1 ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Следовательно, при недостижении сторонами соглашения о размере арендной платы по договору аренды земельного участка такой договор не считается заключенным.

Размер арендной платы при заключении договора аренды государственных или муниципальных земельных участков должен определяться с учетом соответствующих правовых норм. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно ставки арендной платы устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка, размер ставки арендной платы зависит от зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли.

Компетентные органы в зависимости от формы собственности на земельные участки вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения. В отношении неразграниченных земель такое право предоставлено органам государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено законодательством.


8262403641863975.html
8262477635931099.html
    PR.RU™