Приемы работы над техникой чтения

За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно-внимательное. Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным, целыми словами, без неоправданных пауз, безошибочным, в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

Чтение молча (про себя) – это чтение только глазами без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На технику чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть текста или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то темп чтения увеличивается на 50-100 %.

Умение увидеть и прочитать слог, эту важнейшую речевую и графическую единицу, характеризует первую ступень в формировании навыка чтения. Важно, чтобы ученик прочно утвердился на этой ступени, овладел слоговым плавным чтением. Этому способствует работа по слоговой таблице, которая представлена на страницах первых учебных книг по чтению («Русская азбука» В.Г.Горецкого и др., «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. ). Слоговая работа дает возможность расширить «поле зрения» учащихся, т.е. научиться видеть не одну, а сразу две буквы, образующие слог-слияние.

Слог является основной единицей чтения, поэтому необходимо довести до автоматизма навык узнавания и чтения слогов. Кроме слоговой таблицы, представленной на страницах первых учебных книг по обучению грамоте, совершенствованию навыка плавного послогового чтения способствуют следующие упражнения:

Упражнение 1.

НА НЫ НЫ НА НО НА НУ НА
КА КЫ КЫ КА КО КА КУ КА
ТА ТЫ ТЫ ТА ТО ТА ТУ ТА
СА СЫ СЫ СА СО СА СУ СА
ЛА ЛЫ ЛЫ ЛА ЛО ЛА ЛУ ЛА
МА МЫ МЫ МА МО МА МУ МА

Учитель показывает образец чтения, плавно проводя указкой под слогами. Слоги читаются в горизонтальном и в вертикальном направлениях (по строчкам и столбикам). При этом совершенствуется техника чтения и отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

Упражнение 2. «Какой слог лишний?»



Слоги предварительно читаются, а затем дети отвечают на вопрос.

КА ТА НУ ПА

РЫ МЯЛЫ ВЫ

СА СО СУ СИ

Упражнение 3. «День и ночь»

Учащимся предлагается прочитать и запомнить 3-4 карточки со слогами, выставленными на наборном полотне, затем ученик по команде учителя «Ночь» закрывает глаза. Учитель убирает одну карточку. По команде «День» учащиеся открывают глаза и отгадывают какого слога не стало.

Варианты замены: а) поменять местами карточки со слогами, нужно воспроизвести первоначальную последовательность;

б) добавить еще одну карточку и др.

Упражнение 4.

Перед учеником на столе 3-4 карточки со слогами: НА,ТА,КА,РА,СА. Учитель произносит слово, не договаривая последний слог. Ученик должен найти среди слогов то, которое поможет закончить слово:

ВОРО – НАУЛЫБ – КА КАПУС – ТАКВАРТИ - РА

Упражнение 5.

Чтение слов, отличающихся одной- двумя буквами:

ЛАК ПАР СОН

РАК ДАР СОМ

БАК ШАР СОК

ТАК ЖАР СОР

Овладение целостным чтением слога СГ поможет ребенку преодолеть неизбежный при всех системах обучения грамоте факт изначального тяготения детей к элементам побуквенного и «орфографического» чтения. Первое – побуквенное чтение – вызывается ограниченностью поля чтения, его сфокусированностью на одной букве. Элементы побуквенного чтения имеют место при встрече со слогами сложной структуры. Однако если при этом входящее в состав таких структур сочетание СГ прочитывается целостно, т.е. слитно, то это свидетельствует о правильности общей установки ученика на чтение по слогам. «Орфографичность» первоначального чтения возникает из-за привязанности звуковой формы слова к буквенному зрительному ряду. Преодолению этой привязанности способствует введение с первых шагов обучения двух типов чтения: «орфографического» и «орфоэпического». При первой же встрече ученика со словом, произношение которого не совпадает с его написанием, необходимо сразу же привлечь внимание детей к данному факту и предложить детям после прочтения, как написано, произнести слово так, как его будет читать диктор по телевидению или радио.

Очень хорошо развивают поле ясного видения или «поле зрения» следующие таблицы:

Таблица 1

А О И У Е
М М
Р Р
С С

Отработка чтения слогов по таблице 1 проводится в виде игры «Взлетаем на самолете» (дети читают слоги: ма, мо, ми и т.д.) - «Опускаемся на парашюте» (дети читают слоги: ам, ом, им и т.д.).

Таблица 2

А Е И У О
ТР ТР
СК СК
МН МН

Работа по таблице 2 дает возможность поупражнять учащихся в чтении как прямых, так и обратных слогов со стечением согласных.

Таблица 3

КУ МАН ТУЗ КАС
ША ТА ТИН БОЛ
ТО КАР ТОН НА
ФЕЛЬ ЛИК КА НИЗ

Работа по таблице 3 поможет в формировании навыка слитного прочтения слов.

Таблицы изготавливают сами дети или родители.

В начальный период обучения чтению полезны упражнения со слоговыми «пирамидами», в которых предлагается фиксация зрения по центру:

Таблица 4

М * А

М * О

М * У

М * Е

М * И

Таблица 5

МА * МА

МА * МУ

МА * МИ

МА * МО

Таблица 6

МА * МА

МЫ * ЛО

ЛИ * ЦО

ПО * ЛЫ

ПИ * ЛА

Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм. Когда дети уже свободно фиксируют слог, расстояние увеличивается до 55 мм, 60 мм и т.д. Систематическая работа с такими таблицами дает возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития ясного видения или «угла зрения».

Важное значение в развитии техники чтения играет зрительная память и внимание. Этому способствует так называемое «фотографирование»: мелких предметов, предметных и сюжетных картинок, букв, слогов, слов и небольших по объему предложений. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке, т.е. «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося про себя число «двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети за 1 секунду должны запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даются команды: «Приготовились! Внимание! Фотографируем!»

В первом классе даются такие задания для фотографирования:

1. Найди лишнюю букву: А,О,И,Ы,У или О,И,С,У,А

2. Найди лишний слог: НА,СА,РА,КО,МА (или другие варианты)

3. Найди лишнее слово:

СЛОН МАЛА РЕКА

ЛЕВ МОЛЬ РЕЧКА

МАК МИЛА РУЧКА

ТИГР МЕЛА РУЧЕЙ

4. Назови одним словом: чиж, грач, сова, стриж; шкаф, стол, стул, диван

5. Из какой сказки слова:

Я – мышка-норушка.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком…

Жил старик со своею старухой у самого синего моря…

Хорошо известно, что четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Боковое зрение при чтении всегда забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик догадывается, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного чтеца) или буквы или слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой.Антиципация (догадка или предвосхищение) является одним из важнейших свойств человеческого мышления. Она активно участвует во всех видах человеческой деятельности, от самых простых до высших, к которым относится также и читательская деятельность.

Умение быстро антиципировать буквы и буквосочетания, слова и словосочетания и даже целые смысловые единицы (предложения) является одной из предпосылок беглого, правильного, сознательного чтения вслух и про себя. Уже на первом этапе знакомства с буквами появляется потребность их быстрой и точной идентификации. Используя антиципацию, по верхней наиболее информативной части буквы, ребенок способен определить ее, не прибегая к полному обводу глазами всего контура буквы.

Развитию антиципации способствуют следующие упражнения:

1. Работа с половинками букв.

На листе вразброс печатным шрифтом наносятся верхние половинки изученных букв. Каждая буква должны повторяться на листе не менее 4-5 раз. Размеры половинок букв должны быть разными.

2. Работа с половинками слогов.

Слоговая таблица имеет лишь верхние части букв. Дети сначала упражняются в чтении слогов по слоговой таблице на странице азбуки, а затем читают слоги по по верхним контурам букв, из которых состоят слоги.

3. Антиципация текста по верхней части его предложений.

Берется знакомый детям текст, напечатанный крупным шрифтом. Учащиеся снова его перечитывают. Затем нижняя часть строки перекрывается длинной полоской бумаги. Задача – прочитать текст по верхней его части.

4. Антиципирование гласных в словах.

На доске или на листе бумаги печатаются в два столбика: 1 – существительные с пропущенными гласными; 2 – гласные этого же слова. Порядок следования гласных и согласных в словах обязательно соблюдается.

к р ц у и а

л д к о а

б б ш к а у а

Аналогично можно предлагать для чтения глаголы, которые стоят в 3 лице прошедшего времени:

с п ш л е и

п к ш л о у а

п р ч т л о и а

5. Восстановление гласных в тексте.

В тексте пропущена часть гласных. При чтении необходимо их восстановить. Например, Лбди стаей лтли из холдной стрны в тплые змли.

6. Антиципация окончаний в словосочетаниях «прилагательное –существительное»:

стол – нов… стол

диван – стар… диван

дорога – широк… дорога

Отработка этого навыка имеет большое значение не только для ускорения процесса чтения, но и также для повышения общеязыковой культуры и грамотности учащихся.

7. На доске записаны 2-3 пословицы. Учащимся предлагается их закончить:

Делу время – ______ _____.

Кончил дело –_____ _____.

8. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу:

Готовь сани летом | пока не перепрыгнешь

Не торопись языком | телегу зимой

НЕ говори «гоп» | не поспеешь босиком

9. Прочитать загадку, подставив недостающие слова:

Посмотрите – дом стоит.

До краев водой _____ (налит).

В этом домике жильцы –

Все умелые ______ (пловцы).

9. Для предварительного прочтения на этапе подготовки к самостоятельному восприятию текста предлагается детям не все слово, а слово, записанное квазиписьмом:

За __ __ ро __ __ к (заморозок)

Ле __ н __ __ __й (лесничий)




8262638954562656.html
8262692585322719.html
    PR.RU™