Процедуры сопровождения проектов, получивших финансирование из бюджета

Основной процедурой сопровождения проектов является контроль. Система контроля состоит из нескольких уровней:

· 1 уровень – население муниципального образования. Конституционная норма четко говорит о населении как субъекте права муниципальной собственности, который осуществляет через образуемые им органы полномочия собственника.

· 2 уровень – представительный орган местного самоуправления, утверждающий бюджет развития и контролирующий его исполнение.

· 3 уровень – местная администрация, являясь исполнителем решений, принятых представительным органом, осуществляет контрольные функции.

· 4 уровень – внутренний аудит: четкое соблюдение условий, на которых предавалась муниципальная собственности, в том числе ресурсы бюджета развития.

На каждом уровне можно продумать систему показателей, на которых строится система анализа, контроля и отчетности. Кроме того, необходимо сформировать механизм взаимодействия между уровнями контроля через положения, договоры, отчеты, контракты с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, через ценообразование и т.д. Уместно подумать об органе, который будет осуществлять координацию и сопровождение взаимоотношений, а также информирование. Оптимальной представляется схема контроля за средствами бюджета развития, представленная на рис. 3.8.3.

Рисунок 3.8.3. Схема контроля за средствами бюджета развития

Аудит бюджета развития должен занимать важное место в системе управления развитием муниципального образования. Под аудитом бюджетных показателей местного самоуправления следует понимать деятельность аудиторов или аудиторских фирм по проведению независимых вневедомственных обязательных проверок обоснованности и достоверности бюджетных показателей на стадиях формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов[232].Система контрольно-аналитической на местном уровне представлена в табл. 3.8.1.


Таблица 3.8.1. Система контрольно-аналитической работы при управлении бюджетным процессом муниципального образования

Бюджетный контроль Аудит бюджетных показателей
Задачи Обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; соблюдение налогового и бюджетного законодательства; выявление резервов роста доходной базы бюджета; контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений и т.п. Проверка объективности и достоверности бюджетных показателей на стадиях формирования, утверждения и исполнения бюджета
Объект Денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу полной мобилизации, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезе и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций. Бюджет, его показатели
Субъект Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Казначейство РФ, Счетная палата РФ, КРУ министерства финансов в субъектах РФ Контрольно-счетная палата субъекта РФ
Правовое поле Бюджетный кодекс, закон субъекта РФ «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в субъекте РФ» Раздел «Аудиторский контроль в РФ» в Законе «О финансовом контроле и аудите в РФ», закон субъекта РФ «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в субъекте РФ», Устав муниципального образования

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит бюджетных показателей можно подразделять на внутренний и внешний. Внутренний аудит бюджетных показателей осуществляется органами государственного финансового контроля: Казначейством, КРУ Минфина РФ и т.п. Внешний аудит бюджетных показателей может быть возложен на органы контрольно-счетной палаты субъекта РФ, которые в зависимости от вопросов, задач проверки могли бы привлекать для ее осуществления специалистов финансовых, налоговых, казначейских, банковских органов и т.д.



При проведении внешнего и внутреннего аудита необходимо сосредоточивать внимание на следующих вопросах управления бюджетными ресурсами:

· компетенция местных органов власти и управления;

· выполнение правовых норм;

· планирование и прогнозирование;

· возможность своевременно и адекватно реагировать на законодательные и регулятивные бюджетные изменения;

· состояние профессиональной подготовленности кадров, в том числе их преемственность и другие.

Важной функцией сопровождения инвестиционного проекта, близкой к контролю, является оценка. Если контроль предполагает постоянное слежение за продвижением инвестиционного проекта, то оценка основана на периодическом подведении промежуточных итогов. Получатель может быть обязан на периодической основе представлять органу местного самоуправления отчеты (доклады) об инвестиционной и эксплуатационной деятельности.

Особо важным в проектном цикле для муниципального образования является момент приемки-сдачи объекта (в этот момент при работе по схеме проектного финансирования происходит перераспределение рисков: в частности, муниципальное образование принимает на себя коммерческие риски реализации инвестиционного проекта). Приемка-сдача обычно не является «точечным» мероприятием, она состоит из таких этапов, как:

· эксплуатационные испытания;

· подготовка отчета о проведении эксплуатационных испытаний;

· закрытие контракта подрядчика;

· подготовка и оформление акта приемки объекта.

Получатель средств готовит в оговоренные сроки отчет о завершении инвестиционной деятельности, где помимо прочего освещаются такие вопросы, как соответствие объекта инвестиционной деятельности требованиям технической документации и различным нормативам, результаты эксплуатационных испытаний (расхождения между запланированными и реальными техническими и технико-экономическими показателями, причины выявленных расхождений и т.д.), балансовая стоимость проектных активов, выявленные отклонения от сметы (бюджета) работ по инвестиционному проекту и т.д.

На эксплуатационной фазе реализации инвестиционного проекта основной целью контроля органа местного самоуправления за реализацией проекта служит контроль за соблюдением графика погашения задолженности. Представляемые в это время органу местного самоуправления отчеты обычно имеют периодичность, равную процентному периоду (отрезок времени между двумя платежами). В случае возникновения или вероятности возникновения проблем с осуществлением очередного платежа получатель должен информировать об этом орган местного самоуправления. Если реализация инвестиционного проекта проводится по схеме проектного финансирования, орган местного самоуправления вряд ли немедленно будет использовать карательные меры против должника. Объективная ситуация, когда орган местного самоуправления и получатель средств «находятся в одной лодке», будет заставлять орган власти вести кропотливую работу с получателем вплоть до подключения к управлению проектом (если такая возможность оговорена в договоре).

Проектный цикл для муниципального образования заканчивается моментом полного погашения получателем платежных обязательств. Далее имеет смысл оформить завершение проекта докладом по оценке результатов реализации инвестиционного проекта. Такие доклады необходимы, прежде всего, для сравнения результатов реализации проекта с плановыми показателями (то есть оценки эффективности реализации проекта) и обобщения опыта организации финансирования проектов, который может быть учтен в будущем.




8264225785289084.html
8264282470753109.html
    PR.RU™