Представления о структуре личности в отечественной психологии

Рассмотрение личности в плане ее строения и составляющих компонентов является традиционным и в то же время актуальным подходом к ее исследованию.

Если обратиться к истории изучения личности, то можно убедиться в том, что почти каждый исследователь, который пытался проникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходил к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки, а также концептуальные позиции авторов были чрезвычайно различны и вызывали ожесточенные дискуссии, однако сама идея рассмотрения личности через призму ее структуры оставалась неизменной.

Ее живучесть объясняется, прежде всего, особенностями самого объекта исследования – личности, самыми очевидными и заметными характеристиками которой являются интегральность, сложность, вторичность по отношению к более простым психическим функциям. Не случайно о структуре личности психологи стали говорить задолго до того, как структурный подход оформился в качестве исследовательского метода в философии. Структурные представления в психологии возникали как реакция на атомизм и чрезмерную расчлененность при анализе психики человека. По мнению М.С.Роговина, одной из первых попыток структурного подхода к анализу личности можно считать концепцию З.Фрейда, который рассматривал человека как структурное единство трех частей: Оно, Я и СверхЯ.

Развитию структурного подхода в психологии немало способствовали работы гештальтпсихологов, в частности К.Левина, посвященные соотношению части и целого.

С развитием философских концепций, связанных с понятиями структуры и системы, представления о структуре в психологии получили надежную опору.

Наибольший расцвет структурного подхода к анализу личности в отечественной психологии пришелся на 70-е годы. Но это не было данью моде, просто отечественная психологическая наука вышла к этому времени на новый научный этап своего развития.

Возникновение структурных представлений в психологии свидетельствует о достижении ею определенного этапа развития научного знания.

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры или факторы служат элементами структуры личности (как, например, 16 факторов в структуре личности, предложенной Р.Кеттеллом).



Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.

В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический способ реализован в работах В.С.Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности.

Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К.Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации.

К.К.Платонов не только предложил свою концепцию динамической функциональной структуры личности, но и уделил большое внимание истории этого вопроса в отечественной психологии, которая подробно им изложена в работе «Структура и развитие личности». Основным критерием для выделения элементов структуры личности им было взято соотношение биологического и социального в их происхождении. На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:

1. направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления,

интересы, желания);

2. опыт (знания, навыки, умения и привычки);

3. черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей протекания психических

процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.);

4. биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства).

Подструктура направленности является результатом исключительно социальной детерминации, подструктура опыта обусловлена преимущественно социальными факторами, но имеет и врожденную основу, подструктура психических процессов формируется под преимущественным влиянием врожденных факторов при участии социальных, подструктура биопсихических свойств детерминирована только биологическими факторами.



Наряду с основным критерием для выделения подструктур К.К.Платонов приводит еще дополнительные: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из подструктур; вид формирования подструктур; иерархическая зависимость подструктур, при которой каждая вышележащая подструктура обусловлена нижележащими.

По мнению К.К.Платонова, все известные свойства личности могут быть уложены в эти четыре подструктуры. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является не самостоятельной подструктурой, а накладывающимся на них общим качеством личности.

Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо.

Принципиально иной подход к анализу структуры личности содержится в концепции В.С.Мерлина.По его мнению, под структурой личности следует понимать взаимную связь и организацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами. В то же время каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных факторов. В основе каждого свойства личности лежит отношение к какой-либо стороне действительности. Принято выделять такие группы отношений как отношения к другим людям, к труду, к материальным объектам, к самому себе, к идеологическим и духовным явлениям, к природе и т.д. Свойства личности образуют нижний уровень структуры личности.

На основе общности отношений может возникать вероятностная связь между свойствами личности, благодаря чему свойства образуют группы, именуемые им симптомокомплексами, которые составляют второй уровень структуры личности.

Симптомокомплексы характеризуются объемом, активностью и устойчивостью.

Объем определяется по количеству свойств в него входящих, активность – по силе влияния этих свойств на поведение человека, а устойчивость – по неизменности свойств на протяжении жизни человека. Между этими характеристиками существует взаимосвязь: объемные симптомокомплексы, как правило, обладают большей активностью и устойчивостью.

Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы:

• идейная направленность;

• стремление к самовыражению;

• стремление к удовлетворению материальных потребностей и органических

влечений.

По мнению В.С.Мерлина, они могут образовывать между собой разные иерархические соотношения (то есть один из этих факторов может доминировать), что определяет направленность личности.

4.Подходы к классификации теорий личности.
Теории личности

Теории личности в своей истории прожили три этапа:
- философско-литературный,
- клинический,
- экспериментальный.


8535314705316412.html
8535382897499016.html
    PR.RU™